|
В английском языке различают 4 типа вопросов: 1. Общие. 2. Специальные. 3. Альтернативные. 4. Разделительные. Все вопросительные предложения отличаются по своему построению от повествовательных предложений, т.е. у них несколько изменен порядок слов, или присутствуют какие-то дополнительные детали. Все возможные образования вопросительных форм мы обозначим схемами, которые следует запомнить и использовать в зависимости от ситуации. При построении вопросительных предложений общий порядок работы должен быть следующим: а) определяем тип вопроса; б) вспоминаем соответствующую выбранному типу схему; в) анализируем действие по ситуации, т.е. выбираем формулу сказуемого; г) расставляем все слова в предложении соответственно схеме. 1. Общие вопросы. Требуют ответа Да (Yes) или Нет (No), поскольку задаются собеседнику с целью получить подтверждение или отрицание высказанной в вопросе мысли: Ты придешь завтра? => Да, приду. / Нет, не приду. Ответ на общий вопрос может быть кратким или полным: Ты придешь завтра? => Да, приду. Я приду завтра Краткий ответ тоже строится по схеме. Группу общих вопросов можно поделить условно еще на две: 1) вопросительные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами to be или to have в качестве смысловых в Present или Past (Future относится к 2)); 2) вопросительные предложения, в которых сказуемое представляет собой любой другой вариант. 1) Сказуемое: to be / to have смысловые (только в Present и Past) Схема вопроса:
Are you a worker? => Ты рабочий? Have you a car? => У тебя есть машина? Схема краткого ответа:
Ты рабочий? => Are you a worker? — Yes, I am. / No, I am not. У тебя есть машина? => Have you a car? — Yes, I have. / No, I haven't. Твоя мать здесь? => Is your mother here? — Yes, she is. / No, she isn't. У него есть друзья? => Has he any friends? — No, he has not. / Yes, he has. Они были здесь вчера? => Were they here yesterday? — Yes, they were. / No, they were not. У их друзей были какие-нибудь книги? => Had their friends any books? — Yes, they had. / No, they hadn't. Примечания: в разговорной речи глагол to have может использоваться в сочетании со словом got (to have got) или со вспомогательным to do; оба эти случая относятся к 2); при использовании в вопросительной форме оборота there + to be слово there ставится перед подлежащим, а в кратких ответах — на место 2: На столе есть какая-нибудь книга? => Is there a book on the table? — Yes, there is. / No, there is not (isn't). 2) Сказуемое: любое, кроме 1) Схема вопроса:
Схема краткого ответа:
Примечание в кратких ответах между местоимением, заменяющим подлежащее, и вспомогательным глаголом можно вставлять наречие: — Do you like her? — Yes, I sometimes do. => — Она тебе нравится? — Да, иногда. — Will he call us tonight? — Yes, he probably will. => — Он позвонит нам сегодня вечером? — Да, возможно, позвонит. — Does your father meet you after lessons? — No, he never does. => — Отец встречает тебя после уроков? — Нет, никогда. Комментарии к схеме вопроса: на первое места в предложении ставится только самый первый вспомогательный или модальный глагол: Do you like my room? => Тебе нравится моя комната? Can your father help me? => Твой отец может помочь мне? подлежащее ставится вместе со всеми описательными словами: And will your vary beautiful sister come tomorrow? => А твоя очень красивая сестричка придет завтра? Were any new facts found there? => Были ли там обнаружены какие-нибудь другие факты? Has the film about new materials been shown yet? => Фильм о новых материалах уже показывали? на место смыслового глагола ставятся все оставшиеся после первого вспомогательного глаголы формулы: Has this child been sleeping here long? => Этот ребенок долго спит здесь? Have they been shown our office yet? => Им уже показали наш офис? для построения отрицательной формы вопросительного предложения нужно поставить частицу not после подлежащего (в русском языке такие вопросы начинаются словами Разве ...? / Неужели ...?): Did you not call him? => Разве / Неужели ты не звонил ему? но такой вариант выглядит довольно официально и используется редко, намного чаще используется редуцированная форма; при построении редуцированной формы отрицания (разговорная речь) в таких вопросах частица not ставится сразу после первого вспомогательного глагола: Didn't you call him? Haven't they been shown our office yet? русские предложения в форме общего вопроса с отрицанием, но не начинающиеся словами Неужели ...? /Разве ...?, переводятся на английский без отрицания: Ты не читал эту книгу? = (англ. вариант) Ты читал эту книгу? — ситуация одинаковая => Did you read this book? в русском языке мы можем использовать Нет как в утвердительном, так и в отрицательном вариантах ответа на вопрос с отрицанием: Разве тебе не нравится мой дом? — Нет, нравится. / Нет, не нравится. в английском языке в подобных случаях утвердительный ответ всегда начинается Yes, а отрицательный — No: Разве тебе не нравится мой дом? => Don't you like my house? — Yes, I do. => Нет, нравится. No, I don't. =>Да, не нравится. при использовании в вопросительных предложениях оборота there + to be в Future схема вопроса выглядит следующим образом:
Will there be a new film next week? => На следующей неделе будет новый фильм? Will there be many people at the concert? => На концерте будет много народу? при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на первое место ставится вспомогательный to do (Present / Past) или will (Future), a смысловой глагол стоит в форме Infinitive без частицы to (поскольку грамматические функции забирает на себя появившийся вспомогательный глагол): Did you go there alone? => Ты ездил туда один? Does she ever call you? => Она звонит тебе когда-нибудь? Will they take us with them? => Они возьмут нас с собой? вопросы с использованием глaгaлa to have в качестве эквивалента модального глагола строятся только с помощью вспомогательного to do: Did you have to help them yesterday? => Тебе пришлось помогать им вчера? Does she have to wait here? => Ей обязательно ждать здесь? вопросы с использованием to have в качестве смыслового в разговорной речи часто строятся с помощью вспомогательного to do: Do you have any money? => У тебя есть сколько-нибудь денег? Did you have a good rest? => Вы хорошо отдохнули? в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на первое место, a got — на место смыслового глагола: Have you got some money? => У тебя есть немного денег? Has she got anything against me? => Она имеет что-нибудь против меня? Запомните: общие вопросы произносятся с повышающейся интонацией в конце предложения. Примеры общих вопросов: 1. Ты когда-нибудь видел дождь? => Have you ever seen the rain? — Yes, I have. / No, I haven't. / No, I never have. 2. Твоя мама спит? => Is your mother sleeping? — Yes, she is. / No, she isn't. 3. Их друзья приходили сюда прошлый раз? => Did their friends come here last time? — Yes, they did. / No, they didn't. 4. Почта уже пришла? => Has the post come yet? — Yes, it has. / No, it hasn't. 5. Этот дом построят в следующем месяце? => Will that house be built next month? — Yes, it certainly will. / No, it won't. (won't (разг.) == will not) 6. Неужели ты не можешь помочь ей? => Can't you help her? — Yes, I can. => Нет, могу. / No, I can't. => Да, не могу. 7. Ты хорошо себя чувствуешь? => Do you feel well? — Yes, I do. / No, I don't. 8. Ваш дом строится? => Is your house being built? — Yes, it is. / No, it isn't. 9. В этой бутылке была вода? => Was there any water in that bottle? — Yes, there was. / No, there wasn't. 10. Ты обязан помогать отцу? => Do you have to help your father? — Yes, I do. / No, I don't. 11. У тебя есть деньги? => Have you got any money? — Yes, I have. / No, I have not. Have you any money? => Yes, I have. / No, I have not. = Do you have any money? => Yes, I do. / No, I don't. 12. Разве вы не говорите по английски? => Don't you speak English? — Yes, I do. => Нет, говорю. / No, I don't. =>Да, не говорю. 2. Специальные вопросы Начинаются вопросительным словом, указывающим, к какому конкретно члену предложения относится вопрос. Эту группу вопросов условно можно поделить еще на две: 1) вопросы к подлежащему или к его определению (описательному слову / словам); 2) вопросы к любым другим словам в предложении. 1) Вопросы к подлежащему или к его определению. При построении вопросов этой группы в предложении сохраняется прямой порядок слов утвердительного предложения, т.е. на первое место в вопросе ставятся вопросительные слова, заменяющие подлежащее или его определения; далее идут сказуемое и все остальные слова. В вопросах к подлежащему используются только два вопросительных слова: who? => кто? what? => что? Схема:
Кто помогает тебе делать эту работу? => Who helps you to do this work? Сказуемое в этом случае ставится только в форме единственного числа (как в русском языке): Кто любит играть? — Дети. => Who likes to play? — Children. В вопросе к определению подлежащего используются вопросительные слова: whose? => чей? what? => какой? which? => который? how much / how many? => сколько? Схема:
Чьи дети приходили? => Whose children came? Примечания: what используется в значении какой вообще?; which — в значении какой из данного рада предметов? / который из?: Какие книги (вообще) интересные? => What books are interesting? Какие книги (из тех, что в этой комнате) интересные? => Which books are interesting? how much => сколько? (того, что нельзя сосчитать: вода/воздух/...): Сколько жидкости (неисчисляемое) использовали? => How much liquid was used? how many =? сколько? (того, что можно сосчитать: дома /столы / карандаши /...): Сколько сигар (исчисляемое) выкурили? => How many cigars have been smoked? Вопросы, обозначающие наличие предмета в пространстве, строятся с помощью оборота there + to be: Что (лежит) на столе? — Книги. => What is there on the table? — Books. При этом вопросительное слово, заменяющее подлежащее, и there меняются местами по сравнению с утвердительным предложением, сравните: There are books on the table. => На столе лежат книги. Ответы на вопросы этой группы даются в краткой форме и состоят из подлежащего (с описательными словами или без них) + соответствующий использованной в вопросе формуле вспомогательный / модальный глагол, который ставить не обязательно (см. также стр. 381): Who likes to play? — Children (do). => Кто любит играть? — Дети. What helps you in your work? — My good sense of humour (does). => Что помогает вам в вашей работе?.— Чувство юмора. What books are interesting? — These books (are). => Какие книги интересные? — Эти. Which books are interesting? — Those new books (are). => Какие книги интересные? — Вон те, новые. Whose children came? — Our friends' children (did). => Чьи дети приходили? — Наших друзей. How much liquid was used? — One / A bottle. => Сколько жидкости использовали? — Одну бутылку. How many cigars have been smoked? — About twenty. => Сколько сигар выкурили? — Около двадцати. Who can cook? — I can. => Кто умеет готовить? — Я (умею). В кратком ответе на вопрос к определению подлежащего можно использовать слово-заменитель one вместо самого подлежащего: Какой автомобиль твой? => Which car is yours? — That one. => Вон тот. Какой мужчина может вам помочь? => What man can help you? — A strong one. => Сильный (мужчина). 2) Вопросы к любым другим словам в предложении. Для построения вопросов к любым другим словам предложения, кроме подлежащего и определения к нему, используются следующие вопросительные слова: what? => что? / какой? who? => кто? whom? => кого? / кому? (это слово постепенно выходит из употребления в данном случае, и в разговорной речи в его значении часто используется who?) whose? => чей? which? => который? / какой? when? => когда? where? => где? / куда? why? => почему? / зачем? how? => как? / каким образом? how many? => сколько? (исчисляемого) how much? => сколько? (неисчисляемого) how long? => сколько? (о времени) Схема:
Комментарии к схеме: из схемы видно, что специальный вопрос по своему построению отличается от общего тем, что перед вспомогательным глаголом ставится вопросительное слово; подлежащее ставится вместе со всеми описательными словами: When will your very beautiful sister come? => Когда приедет твоя красавица-сестричка? на место смыслового глагола ставятся все оставшиеся после первого вспомогательного глаголы формулы: How long has this child been sleeping here? => Сколько / Как долго этот ребенок спит здесь? при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на место вспомогательного глагола ставится to do (Present / Past) или will (Future), а смысловой глагол стоит в форме Infinitive без частицы to: Why did you go there alone? => Почему ты ездил туда один? вопросы с использованием глагола to have в качестве эквивалента модального глагола строятся только с помощью вспомогательного to do: Why does she have to wait here? => Почему она должна ждать здесь? в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на место вспомогательного глагола, a got — на место смыслового: Why has she got something against me? => Почему она имеет что-то против меня? перечисленные выше вопросительные слова не передают всех значений русских вопросительных слов (откуда? / с кем? н др.); в таких случаях в английском языке вопросительные слова используются с предлогами, которые занимают место в самом конце предложения (но перед обстоятельством времени при его наличии) или в самом начале (намного реже): Откуда вы? => Where are you from? слова what? / which? в значении какой? ставятся на первое место вместе с существительными, к которым относятся: What drinks do they prefer? => Какие напитки они предпочитают? Which book do you want? => Какую книгу (из тех, что перед -тобой) ты хочешь? Примеры специальных вопросов: 1. Чем вы занимаетесь? / Кем работаете? => What do you do? 2. Чем ты занимаешься (сейчас)? => What are you doing? 3. Почему ты не смог помочь нам? => Why couldn't you help us? 4. Где вы живете? => Where do you live? 5. Сколько вам лет? => How old are you? (стандартное описание ситуации; используется глагол to be) 6. Сколько лет вашему сыну? => How old is your son? 7. Сколько лет было вашему отцу? => How old was your father? 8. С кем ты пойдешь в кино (завтра)? => Who will you go to the cinema with (tomorrow)? / With whom will you go to the cinema (tomorrow)? 9. Кто вы (по специальности)? => What are you? 10. Кто вы (как вас зовут)? => Who are you? 11. Сколько у тебя денег? => How much money have you got? / How much money have you? / How much money do you have? 12. Сколько долларов ты ему заплатил? => How many dollars did you pay him? 13. Кем был построен твой дом? => Who was your house built by? / By whom was your house built? 14. Какие сигары ты любишь курить? => What cigars do you like to smoke? 15. Что мне делать? => What must I do? / What should I do? / What shall I do? 16. Что ты должен купить? => What do you have to buy? 17. Куда их отправят? => Where will they be sent? 18. Сколько времени тебе понадобится для выполнения этой работы? => How long will it take you to do this work? (стандартное описание ситуации; дословно: "Сколько времени это отнимет у тебя сделать эту работу?" — обратите внимание на форму построения вопроса и запомните ее) 19. Сколько идет письмо до Нью-Йорка? => How long does Н take a letter to get to New-York? 20. Сколько тебе понадобилось времени, чтобы добраться сюда? => How long did it take you to come here? 21. Когда она пришла? => When did she come? (со словом when в вопросах никогда не используется Perfect Present, т.к. подразумевается, что действие произошло- в какой-то определенный момент ранее и не укладывается в продолжающийся до момента речи промежуток времени) 22. Когда же мне разрешат увидеться с тобой? => When shall I be allowed to see you? 23. Который час? => What time is it? / What is the time? / Have you got the right time? (стандартные описания ситуации) 24. Зачем / Для чего ты купил этот дом? => What have you bought this house for? / Why did you buy this house? 25. Какая сегодня погода? => What is / What's the weather like today? (стандартное описание ситуации; дословно: "На что похожа погода сегодня?" — такая форма построения вопроса используется в тех случаях, когда речь идет о предметах, обладающих набором общеизвестных признаков, и вопрос в такой форме предлагает выбрать из набора какой-либо один признак для сравнения) 26. Как там женщины? => What are the women like there? 27. Какое во Франции вино? => What is the wine like in France? 3. Альтернативные вопросы Предполагают выбор одного из двух лиц / предметов / действий / качеств / признаков. Могут быть заданы к любому члену предложения. Выбор, обозначаемый словом ог => или может вводиться как в общие, так и в специальные вопросы, при этом схемы "обоих типов вопросительных предложений остаются без изменений: Do you smoke or not? — I do. / I do not. =” — Вы курите или нет? — Курю. / Не курю. Are you sleeping or reading? — I'm reading. / I'm not sleeping. / Neither. => — Ты спишь или читаешь? — Я читаю. / Я не сплю. / Ни то, ни другое. Is she a student or a worker? — Neither. => — Она учится или работает? — Ни то, ни другое. When will you come: tomorrow or the day after tomorrow? => Когда ты придешь: завтра или послезавтра? Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то подлежащих в предложении становится два, и оба ставятся с вспомогательным глаголом: Do you or does your brother smoke these cigars? => Вы или ваш брат курите эти сигары? (можно: Who smokes these cigars: you or your brother? (— на такой вопрос дается краткий ответ: My brother does. / I do. / Neither (of us does). Если альтернативный вопрос относится к определению подлежащего, то порядок слов соответствует схеме, а выбор обозначается в конце вопроса: Чьи дети сделали это: наши или их? => Whose children did it: ours or theirs? Какие книги интереснее: эти или те? => Which books are more interesting: these ones or those ones? 4. Разделительные вопросы Соответствуют русским вопросительным предложениям, заканчивающимся словами не так ли? / не правда ли?, и имеют схожие формы построения, состоящие из двух частей: повествовательное предложение + не так ли? Разделительные вопросы можно условно разбить на две группы: 1) где в первой части утвердительное предложение; 2) где в первой части отрицательное предложение. 1) В первой части утвердительное предложение. Схема:
You are a student, aren't you? / (реже: are you not?) => Ты студент, не так ли? She will come tomorrow, won't she? / will she not? => Она приедет завтра, не так ли? They were sleeping, weren't they? / were they not? => Они спали, не так ли? I am a beautiful girl, aren't I? / am I not? — обратите внимание! => Я красивая девушка, не правда ли? lam a good boy, am I not? / aren't I? => Я хороший парень, не так ли? Your friend can help us, cannot / can't he? =” Твой друг может помочь нам, не так ли? You have come alone, haven't you? => Ты пришел один, не так ли?
Your students
have been seen together, haven't they?
=> 2) В первой части отрицательное предложение. Схема:
There is not
any / no water in the bottle, is there?
=>
They won't be
able to help us, will they?
=>
My friends
didn't have to do it, did they?
=>
You are not
sleeping, are you? => На разделительный вопрос можно дать краткий ответ, совпадающий по схеме с кратким ответом к общему вопросу: You are a student, aren't you? — Yes, I am. / No, I am not. She will come tomorrow, won't she? — Yes, she will. / No, she won't. I am a beautiful girl, aren't I / am I not? — Yes, you are. / No, you are not. There is not any water in the bottle, is there? — Yes, there is. /
No;
there isn't.
=>
They won't be
able to help us, will they? — Yes, they will. / No, they won't.
=> |